special special
close
Ваш город:
location Москва caret
Саратов, ул. Шелковичная, д. 19
ПН – ВТ: Выходной
CР – ВС: 11:00 — 20:00 (вход до 19:30)
Продажа билетов заканчивается за 1 час до закрытия.
header-line-cross
Записаться и забронировать билеты по программе Пушкинская карта можно по телефону (8452) 69-50-34!
ПН: Выходной
ВТ-ПТ: 10:00-18:00
СБ: 10:00-19:00
ВС: 11:00-20:00
Телефон: (8452) 69-50-34
ближайший к вам исторический парк
находится в городе САРАТОВ
Верно Выбрать

Проект «История саратовского трамвая»

Проект «История саратовского трамвая»
Проект, посвященный истории саратовского трамвая, к 140-летию появления в Саратове общественного транспорта.

Проект, посвященный истории саратовского трамвая, стартовал в саратовском Историческом парке год назад с моно-выставки, продемонстрировавшей одну из подлинных дивидендных акций Бельгийского анонимного акционерного общества, занимавшегося электрификацией и устройством трамвайного движения в городах России с конца ХIХ века. Именно с этой компанией и был заключен контракт, который позволил в начале ХХ века осуществить в Саратове сложный технический проект, включивший постройку Центральной электрической станции, трамвайных линий и электрического освещения. В 2024 году посетители передали в коллекцию Исторического парка предметы из семейных архивов, рассказывающие об истории саратовского трамвая и его роли в жизни города,  компостеры различных моделей, поучаствовали в викторинах, получив на память «счастливые билетики», могли приобрести в сувенирной лавке открытки с изображениями  моделей трамваев, идущих по улицам Саратова. 

Во время проведения Всероссийской акции «Ночь музеев» в мае 2024 года на площадке мультимедийной выставки «Романовы» была презентована интерактивная локация «История саратовского трамвая» с фотозоной, позволяющая совершить виртуальное путешествие в вагончике по Дачной линии от Кумысной поляны в эпоху правления императора Николая II.

В витринах представлены копии документов, рассказывающие о разных этапах истории саратовского трамвая от периода строительства конно-железной дороги до событий Первой мировой войны. Здесь можно увидеть план конно-железнодорожного парка, чертеж и первую страницу техзадания на строительство вагона конки, книжки-инструкции кучера и кондуктора, удостоверение служащего. Переписка городской администрации с управлением трамвая об условиях перевозки раненых в специальных вагонах и по специальным билетным книжкам времен Первой мировой войны вызывает ассоциации с санитарными трамваями Великой Отечественной в прифронтовом Саратове. Немалый интерес для посетителей представляют выдержки из саратовских газет, связанные с открытием трамвайного движения в городе, и карикатура «Мученики трамвая» начала ХХ века.

 — При кропотливом изучении архивных материалов тема истории саратовского общественного транспорта оказалась еще более интересной, чем мы предполагали. Обобщить найденную информацию, популяризировать факты, найденные нами в ходе тщательно проделанной совместно с партнерами исследовательской работы, которая длилась весь прошлый год, мы решили в печатном формате. Книга стала попыткой показать этапы становления транспортной инфраструктуры глазами современников — тех горожан, которые почти полтора века назад стали первыми пассажирами. Сейчас, наблюдая за ходом модернизации трамвайных путей, все мы становимся свидетелями новейшей истории развития трамвайного движения в Саратове. Поэтому важно сохранить эти исторические факты и дать возможность всем желающим  больше узнать об этой теме, — рассказал директор Исторического парка «Россия — Моя история» Дмитрий Кубанкин.

29 января 2025г. в саратовском Историческом парке состоялась презентация научно-популярного издания «Саратовский трамвай в документах и газетных публикациях». Сборник исторических материалов стал итогом исследовательской работы, проделанной коллективом саратовского Исторического парка «Россия — Моя история» в течение 2024 года.

Книга создана в партнерстве с Государственным архивом Саратовской области и Саратовской областной универсальной научной библиотекой к 140-летию появления в Саратове общественного транспорта, история которого начинает свой отсчет с 1885 года, когда Л.П. Блюммер и Н.А. Рубинский заключили с Саратовской городской управой договор на исключительное право строительства и эксплуатации грузопассажирской конно-железной дороги. Первоначально движение саратовской «конки» (предшественницы трамвая) было открыто по двум маршрутам: по улице Московской от Старособорной (сейчас — Музейной) площади до железнодорожного вокзала и по Большой Сергиевской улице (сейчас — улице им. Н.Г. Чернышевского) от Московской до Александровской (сейчас — улица им. А.М. Горького). Дальнейшее развитие пассажирских перевозок в городе связано с запуском в 1908 году первого электрического трамвая — нового вида городского общественного транспорта, ставшего основным для всех слоев населения.

Уникальное тематическое издание содержит архивные документы и газетные статьи по истории развития общественного электротранспорта Саратова. Книга адресована краеведам, музейным сотрудникам, студентам-историкам, экскурсоводам и всем, кто интересуется историей родного города. 

Авторы-составители издания — сотрудники  Исторического парка «Россия — Моя история»: хранитель фондов, кандидат философских наук Ларина Людмила Анатольевна и заместитель директора по научной работе Гришанина Ольга Васильевна; верстка – художник экскурсионно-образовательного отдела Рожкова Надежда Геннадиевна.

Сборник «Саратовский трамвай в документах и газетных публикациях» вышел ограниченным тиражом — 100 экземпляров. Ознакомиться с его содержанием можно бесплатно в электронном формате по ссылке.

1
1
1
gallary-more + 3 фото
1
28 / 01 / 2025
Поделиться
vkontakte telegram odnoklassniki Копировать ссылку any
cross
Решаем вместе
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений