Новый масштабный проект, посвященный истории саратовского трамвая

18 января 2024 года состоялась презентация проекта для представителей СМИ. Участие в мероприятии приняли: директор Государственного архива Саратовской области В.Н. Токарев; директор Областной универсальной научной библиотеки Л.А. Канушина; начальник отдела научно-справочного аппарата ГАСО М.Ю. Болдырева. Презентацию нового выставочного проекта провел директор саратовского Исторического парка Д.А. Кубанкин.
— В связи с началом модернизации трамвайных путей все мы становимся свидетелями новейшей истории развития трамвайного движения в Саратове! Исторический парк совместно с Государственным архивом Саратовской области и Областной универсальной научной библиотекой решили представить ретроспективу появления в нашем городе этого вида общественного транспорта. Проект объединит исторические факты и современные технологии, которые позволят нашим посетителям больше узнать об этой теме, — рассказал на открытии проекта директор Исторического парка Дмитрий Кубанкин.
Представители Государственного архива Саратовской области продемонстрировали журналистам уникальные документы, наглядно демонстрирующие страницы истории строительства трамвайных линий и роль трамваев в жизни города с конца ХIX века.
История трамвайного движения в Саратове началась в 1885 году, когда предприниматель Леонид Петрович Блюммер и титулярный советник Николай Андреевич Рубинский заключили с Саратовской городской управой договор на исключительное право строительства и эксплуатации грузопассажирской конно-железной дороги. Первоначально движение саратовской «конки» (предшественницы трамвая) было открыто по двум маршрутам: по улице Московской от Старособорной (сейчас — Музейной) площади до железнодорожного вокзала и по Большой Сергиевской улице (сейчас — улице им. Н.Г. Чернышевского) от Московской до Александровской (сейчас — улица им. А.М. Горького). Дальнейшее развитие пассажирских перевозок в городе связано с запуском в 1908 году первого электрического трамвая — нового вида городского общественного транспорта, ставшего основным для всех слоев населения.
В рамках мероприятия сегодня в Историческом парке открылась моно-выставка, демонстрирующая одну из подлинных дивидендных акций Бельгийского анонимного акционерного общества, занимавшегося электрификацией и устройством трамвайного движения в городах России с конца ХIХ века. Именно с этой компанией и был заключен контракт, который позволил в начале ХХ века осуществить в Саратове сложный технический проект, включивший постройку Центральной электрической станции, трамвайных линий и электрического освещения.
Документ, размещенный в витрине, положил начало формированию Историческим парком коллекции предметов, рассказывающих об истории саратовского трамвая и его роли в жизни города. Стать участником этого увлекательного процесса могут не только саратовцы, но и любой житель нашей страны, в семейном архиве которого найдутся артефакты, связанные с данной темой. Это могут быть проездные или «счастливые» билеты; фотографии, запечатлевшие различные модели трамваев на улицах города; газетные статьи; марки и открытки; юбилейные значки и жетоны; или даже таблички с названиями трамвайных маршрутов и форма вагоновожатых; в общем, все, что хранит более чем вековую историю этого любимого многими вида общественного транспорта. Как передать артефакты в фондовую службу Исторического парка, подскажут наши администраторы – они располагаются во входной зоне Парка слева от Сувенирной лавки и кассы. Дополнительные вопросы также можно задать по телефону: (8452) 69-50-34.
Кстати, один из гостей презентации, член Союза журналистов России, фотохудожник Алексей Леонтьев, уже передал в фонды Исторического парка из своего семейного архива несколько «трамвайных» артефактов: микрофон из кабины водителя, с помощью которого объявляли остановки; кокарды с формы вагоновожатого и два билетика послевоенного времени.
Новый выставочный проект Исторического парка в ходе реализации будет пополняться не только предметными материалами, но и мультимедийным контентом, видео- и фото-зонами. В Историческом парке будут проводиться мастер-классы и тематические мероприятия, где посетители смогут, например, увидеть компостеры различных моделей, взрослые — вспомнить, а молодежь — узнать, как с их помощью оплачивали проезд в городском общественном транспорте и даже получить на память «счастливый билетик». Участники мастер-классов, вытянувшие «супер счастливый билет», смогут обменять его на входной билет в одну из мультимедийных экспозиций Исторического парка.
Следите за новостями о проекте в социальных сетях Исторического парка и приходите участвовать в «трамвайных» интерактивах! Кстати, открытки с изображениями различных моделей саратовских трамваев уже можно приобрести в Сувенирной лавке Исторического парка. Подлинную дивидендную акцию Бельгийского анонимного акционерного общества вы найдете в межвыставочном пространстве первого этажа. Вход свободный.
Проект подготовлен и реализуется в Историческом парке «Россия — Моя история» в партнерстве с Государственным архивом Саратовской области при участии Областной универсальной научной библиотеки.